Мигранту болеть в Казахстане невыгодно

Социальная интеграция трудящихся-мигрантов в Казахстане проходит с трудом

мигранты1

Независимый эксперт, кандидат экономических наук, а в прошлом координатор программ ООН Женщины Алия Ильясова уверена, что у трудовой миграции из стран Центральной Азии в Казахстан – женское лицо. Именно женщины из числа трудящихся-мигрантов наиболее подвержены разным рискам, более мужчин трудящихся-мигрантов страдают от нарушения их прав, и прав, сопровождающих их детей

 

Эксперт уверена, что для Казахстана важно соблюдение норм и стандартов в области предоставления социальных услуг не только в отношении граждан Казахстана. Важно также повышать уровень толерантности и терпимости в рамках миграционных процессов, включая и трудовую миграцию, ведь в Казахстан из стран Центральной Азии в последние двадцать лет в поисках работы приезжают трудящиеся-мигранты. Алия Ильясова считает, что необходимо расширение перечня инструментов социальной интеграции трудящихся-мигрантов, независимо от их статуса, в принимающее сообщество Казахстана. И начать этот процесс нужно с продвижения медицинских и образовательных услуг.

Социологические исследования последних лет по проблематике трудовой миграции, которые проводились различными международными организациями, показали, что потоки трудовой миграции на территории бывшего союза приобрели устойчивые географические очертания и временные рамки. Как известно, основной поток трудящихся-мигрантов выбирает в качестве страны для поиска работы в основном Россию, а в последние лет десять — и Казахстан.

Большинство трудящихся-мигрантов решаются перевезти с собой в Казахстан всю семью, детей дошкольного и школьного возраста. Многие женщины трудящиеся-мигранты ждут ребенка уже в Казахстане. Вся эта ситуация влечет за собой проблемы доступа трудящихся-мигрантов к услугам медицины и образования, и в целом, они сталкиваются с проблемами социальной интеграции в принимающее сообщество.              А если учесть новые правила страхового медицинского обслуживания в Казахстане, введенные летом текущего 2017 года, то положение трудящихся-мигрантов становится еще более непростым. К тому же, большая их часть не знает своих прав, а также казахстанских законов в области миграционных процессов.

По  результатам исследования: «Совершенствование правового регулирования статуса сезонных трудовых мигрантов, занятых в сельском хозяйстве», проведенного Центром исследований «САНДЖ» еще в 2013 году, можно отметить, что по сути, ситуация кардинально не изменилась. Опрос показал, что 40 процентов трудящихся-мигрантов имеют детей школьного возраста, из этого числа 29 процентов детей не посещают школу.

Причинами непосещения школы являются:

— отсутствие ИИН у ребенка,

— отсутствие документов у родителей,

— отсутствие временной регистрации по месту жительства,

— родители сами не желают отдавать ребенка в школу,

— школа отказала в приеме ребенка без объяснения причин,

ребенок не знает казахский, русский языки,

— в школе потребовали документы с прежнего места учебы.

алма ата

 

В 2012 году, в рамках  Региональной программы в области трудовой миграции в Центральной Азии и России, которая была реализована Международной организацией по миграции, Всемирным банком и ООН Женщины, при поддержке Департамента международного развития Правительства Великобритании с 2010 по 2013 годы, были разработаны Стратегии социальной интеграции  трудящихся-мигрантов в принимающие сообщества г. Алматы и Южно-Казахстанской области.

Работа над Стратегиями показала, что в Казахстане, в рамках трудовой миграции, сложилась устойчивая тенденция территориального распределения трудящихся-мигрантов. В городе Алматы в основном трудоустраивались жители Кыргызстана и Узбекистана, а в Южно-Казахстанской области миграционный пул был представлен в основном гражданами Узбекистана.

Что касается сфер занятости, то, трудящиеся-мигранты из Кыргызстана предпочитают сферу торговли и услуг, также, как и мигранты из Таджикистана. Внутренние трудящиеся- мигранты предпочитают работать в сфере торговли и в услугах, чаще, в домашних.

Для граждан Таджикистана Казахстан, как правило, являлся страной транзита в их миграционной активности. Между тем, в самой Стратегии отмечено, что «в последние годы в связи с различными обстоятельствами, включая и рост ксенофобии, дискриминации в отношении мигрантов в России, трудящиеся-мигранты из Таджикистана все больше и больше отдают предпочтение Казахстану, как стране назначения своей  трудовой миграции».

Кроме  того, исследования показали, что существуют различия в доступе мигрантов к медицинской помощи, связанные со спецификой занятости.

В своем «Обзоре по вопросам доступа трудящихся-мигрантов и членов их семей к медицинским и образовательным услугам в Казахстане» Алия Ильясова пишет, что в сфере торговли и услуг трудящийся-мигрант зависит, в первую очередь, от интересов хозяина, связанных с получением каждодневного дохода. В случае необходимости оказания медицинской помощи вопрос, по словам респондентов исследования, ставится остро – «если болеешь, освободи место другому», тем более что замена найдется моментально. Исключение составляют экстренные случаи: роды, тяжелый травматизм и т.д.

Женщины, работающие по оказанию домашних услуг, как правило, проживают в семьях хозяев и поэтому их доступ к медицинским услугам полностью зависит от хозяев, которые, безусловно, заинтересованы в благополучной санитарно — эпидемиологической обстановке в их доме. Аналогичная ситуация и у женщин трудящихся—мигрантов, работающих в сельском хозяйстве: хозяин всецело зависит от полноценного труда нанятых им работников и от состояния их здоровья. В этой связи он старается разрешить вопросы с их доступом к медицинской помощи самостоятельно и безотлагательно.

Кроме того, в своей работе эксперт затронула тему санитарно эпидемиологических норм проживания трудящихся-мигрантов в обществе. В частности, по результатам исследований, трудящиеся-мигранты из стран Центральной Азии сталкиваются в Казахстане с проблемой недоверия к состоянию их здоровья со стороны местных жителей. То есть, присутствует элемент дискриминации трудящихся-мигрантов.

Эксперт предлагает меры по решению этой проблемы.

В частности, Алия Ильясова считает, что элементарная норма при приеме на работу — наличие снимка флюорографии — могла бы стать минимальным гарантом безопасности здоровью общества в целом.

аата

 

В ходе проведения социологического исследования, проведенного в рамках проекта ООН Женщины,  «Социально-экономический портрет трудовой миграции в Казахстане» (на примере г. Алматы и Южно-Казахстанской области), трудящиеся-мигранты указали на тот факт, что они имели доступ к бесплатным экстренным медицинским услугам, остальные виды медицинских услуг доступны были в рамках системы платного медицинского обслуживания или зависели от обеспечения ими работодателем. Относительно доступа к услугам образования, то обеспечение при необходимости доступа детей к образовательным учреждениям в стране назначения полностью осуществлялось трудящимися-мигрантами самостоятельно из собственного бюджета и базировалось на неформальных отношениях со специалистами системы образования страны назначения.

При этом, выяснилось, что очень небольшой процент мигрантов как-то пользуется услугами бесплатных поликлиник. Среди факторов, мешающим трудящимся-мигрантам пользоваться медицинскими услугами:

— незнание законов,

— отсутствие гражданства или вида на жительство (отсутствие постоянной регистрации),

— нелегальное положение трудящегося-мигранта,

— отсутствие нужных связей,

— плохое качество медицинского обслуживания и отдаленность работы трудящегося-мигранта от медучреждений.

Между тем, известно, что законодательством Казахстана предусмотрена возможность присвоения ИИН иностранцам, временно пребывающим в Республике Казахстан. Для этого, иностранцу необходимо обратиться в налоговые органы по месту временного пребывания с заявлением. ИИН присваивается иностранцам, которые получают доходы из источников в Республике Казахстан, не подлежащие налогообложению у источника выплаты. В частности, под эту категорию подпадают и трудящиеся-мигранты, работающие по найму у физических лиц в качестве домашних работников.

Итак, трудящиеся-мигранты сталкиваются с целым комплексом проблем по доступу к медицинским и образовательным услугам в Казахстане.  «И это не вновь сложившаяся ситуация, а ситуация, которая имеет очертания затянувшейся проблемы, решение которой может быть найдено в ходе поступательного продвижения стандартов оказания социальных услуг, соответствующих практике передовых стран и обязательств, которые Казахстан принял в рамках международных договоренностей», — пишет в своем Обзоре Алия Ильясова.

P.S.:

В завершение нашей беседы эксперт  привела огромный ряд рекомендаций для решения проблемы социализации трудящихся-мигрантов в казахстанское общество, среди которых я выделила два, на мой взгляд, наиболее действенных предложений, реализация которых была бы полезна для всех сторон: и для трудящихся-мигрантов, и для работодателей:  

— Информировать работников медицинских учреждений о действующем национальном миграционном законодательстве и о вносимых в него изменениях в контексте взаимосвязи  прав трудящихся-мигрантов и членов их семей на предоставление медицинских услуг различного уровня в Казахстане (например, семинары в рамках повышения квалификации и т.п.)

— Продвигать в национальном законодательстве в сфере образования права детей из семей трудящихся-мигрантов на образование в Казахстане в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах,  устанавливающего обязанность государств-участников признать право каждого человека на образование. В комментарии о праве на образование указывается, что «принцип недискриминации распространяется на всех лиц школьного возраста, проживающих на территории государства, включая иностранных граждан и вне зависимости от их правового статуса».

 

Реклама